Лечение аденомы предстательной железы

В медицинской практике для обозначения аденомы используют термин «доброкачественная гиперплазия предстательной железы». Аденома простаты является наиболее распространённым мужским заболеванием. По статистике с этой проблемой к российским урологам обращается ежегодно свыше 1,5 млн. пациентов.

Симптомы

На ранней стадии довольно часто заболевание не имеет существенных проявлений. Воздействие аденомы направлено, главным образом, на уретру, а после – на мочевой пузырь. Когда болезнь начинает мешать мочеиспусканию, наблюдается симптоматика затруднения:

• затруднительное начало процесса мочеиспускания
  • слабая струя
  • прерывистость струи
  • затруднительное прекращение мочеиспускания
  • ощущение неполного опорожнения мочевого пузыря

Кроме этого бывает симптоматика раздражения. Ее проявления несколько иные:

• заметно возросшая частота мочеиспускания
  • неотложная потребность в мочеиспускании
  • участившееся прерывание ночного сна для мочеиспускания

Как проявляет себя аденома предстательной железы?

Поскольку в обычной жизни простата обсуждается крайне редко в виду определённой интимности проблемы, достоверной информации по данному вопросу к неспециалистам попадает тоже крайне мало. Из относительно широко известного можно назвать, разве что, сведения о том, что у мужчин старше 40-ка лет довольно часто наблюдаются, как часто говорят, «проблемы с простатой». Кроме этого болезнь можно почувствовать, когда имеют место проблемы с процессом мочеиспускания.

Что же такое простата? Данная часть мужского организма представляет собой железу репродуктивной системы. Она находится перед прямой кишкой, под мочевым пузырем, окружая уретру (мочеиспускательный канал). Размеры простаты очень малы (порядка 28г.). По форме прослеживается определённое сходство с грецким орехом.

Доброкачественная гиперплазия (далее ДГП) представляет собой доброкачественную опухоль. Поражению подвергается, главным образом, та часть простаты, что лежит глубоко внутри. Сквозь нее как раз и проходит уретра.

Следствием развития ДГП является сдавливание уретры, из-за чего происходит расстройство мочеиспускания. Отдельно заметим, что ДГП – это не рак и не может быть причиной рака. Хотя рак простаты у мужчин тоже, к сожалению, встречается.

Если говорить конкретно про рак, то здесь уже имеет место опухоль злокачественного характера. Чаще всего речь идет про аденокарциному, развитие которой происходит из ткани желез простаты. Как и прочие злокачественные опухоли, она имеет тенденцию к распространению по всему организму (метастазированию).

В период жизни до 40-45 лет вероятность появления злокачественной опухоли довольно низкая. При достижении 50-летнего порога вероятность болезни увеличивается: по статистике данная серьезная проблема встречается примерно у 17% мужчин, т.е. у каждого 6-го или 7-го. В 70-летнем возрасте вероятность заболеть раком простаты еще выше: около 30-40%.

Сначала симптомы заболевания проявляют себя довольно слабо. Объясняется это достаточной мощностью мышц мочевого пузыря для того, что усилить сокращения и вытолкнуть мочу. Таким образом происходит компенсирование сужения уретры.

Со временем подобные усилия становятся все менее и менее эффективными. Наступает стадия ощутимых затруднений. Происходит постепенное гипертрофирование (т.е. увеличение в размерах) мускулатуры мочевого пузыря, а также возрастание тонуса мышц. На этой стадии начинается проявление симптоматики раздражения.

По мере развития болезни происходит уменьшение вместимости мочевого пузыря. В случае превосходства давления простаты на уретру над компенсаторным усилием мышц полное опорожнение мочевого пузыря возможным не представляется. При таких проблемах требуется незамедлительное профессиональное лечение.

Диагностика

Диагностические мероприятия при доброкачественной гиперплазии (аденоме) простаты включают в себя комплекс процедур, который позволяет врачу-урологу получить максимально точную картину болезни пациента. Сначала специалист расспрашивает обратившегося про историю болезни и про имеющиеся трудности с процессом мочеиспускания. Далее осуществляется пальпирование простаты через прямую кишку, а также исследование PSA крови (специальный анализ, который позволяет предположить факт наличия рака простаты). Кроме этого осуществляется ультразвуковое исследование предстательной железы как трансректальное,так и трансуретральное, урофлоуметрия, представляющая собой метод аппаратного определения характера и особенностей мочеиспускания.

На основе собранной посредством вышеперечисленных методов информации врач при необходимости составляет индивидуальную программу лечения.

Если есть подозрения на рак простаты, пациенту предлагается выполнение биопсии простаты и трансректального ультразвукового исследования простаты (ТРУЗИ).

Бывают случаи, когда посредством биопсии рак не выявлен, но ПСА при этом продолжает оставаться высоким. В такой ситуации необходимо повторить биопсию спустя, как минимум, 3 месяца. Дело в том, что метод биопсии не может 100%-но выявить опухоль, размеры которой очень малы. Повторная биопсия проводится для того, чтобы значительно повысить шансы своевременного выявления злокачественной опухоли.

Лечение

При наличии тяжелой симптоматики (болезненных ощущениях, проблемах с мочеиспусканием) лечение следует начинать незамедлительно. Вместе с тем до серьезных последствий лучше не дотягивать. Даже если болезнь пока что не причиняет какого-то дискомфорта, лучше под наблюдением лечащего врача следовать программе «ожидание под наблюдением». Речь идет о прохождении обследования раз в год (либо чаще) с целью держать ситуацию под контролем. Это дает возможность быть уверенным в том, что ДГП никаких осложнений не дает.

Какое именно лечение требуется? Тут единого ответа нет, поскольку лечебная программа всегда составляется урологом индивидуально в полном соответствии с частными особенностями здоровья пациента.

Если говорить в целом о применяемых методах, лечить ДГП можно консервативно (с помощью медикаментов) либо при помощи хирургической операции.

Медикаментозная терапия

Лечение посредством медикаментов занимает в современной урологии одно из ключевых мест. Оно основывается на результатах актуальных исследований патогенеза заболевания и механизмов действия лекарственных препаратов. На сегодняшний день какие-либо четкие общепринятые показания для выбора определенной разновидности лекарственных препаратов отсутствуют.

Курс приёма медикаментов тоже существенно варьируется: начиная от сравнительно краткосрочного и заканчивая пожизненным. Лекарственные средства позволяют уменьшить симптоматику проявления заболевания и, как следствие, улучшить качество жизни. Кроме этого иногда назначается краткосрочный курс приема медикаментов в рамках подготовки пациента к хирургической операции.

• Блокаторы а-адренорецепторов;
  • Ингибиторы 5-а-редуктазы

Медикаментозное лечение зачастую дает существенные положительные результаты: возрастание скорости мочеиспускания, уменьшение частоты мочеиспусканий ночью во время сна, сокращение количества остаточной мочи.

• Препараты растительного происхождения.

Лекарства растительного происхождения могут применяться в урологической практике в качестве профилактических средств у пациентов с начальной стадией ДГП,как альтернатива длительному динамическому наблюдению.

ДГП – это неизбежное заболевание для мужчин. Но это не значит, что нужно впадать в отчаяние. Современной медицине известно достаточно большое количество действенных методов, которые позволяют если не предотвратить болезнь, то максимально оперативно ее вылечить или, как минимум, помочь мужчине чувствовать себя полноценно и комфортно как физически, так и психологически.

Прайс

ПроцедураЦена
    Первичная консультация уролога-андролога, осмотр, забор материала1300₽
    Повторная консультация1100₽