Лечение хронического цистита

Воспалительный процесс, протекающий в мочевом пузыре, называется циститом. Этот недуг чаше всего встречается у женщин, гораздо реже у мужчин. Но кто бы им ни заболел, испытывает дискомфортные ощущения при опорожнении, зуд, неприятное жжение.

Интерстициальный цистит

Синдром болезненного мочевого пузыря (интерстициальный цистит) представляет собой одну из тяжелейших форм цистита хронического характера. Наряду с типичными проявлениями цистита (ноктурия, высокая частота мочеиспускания) добавляется боль в нижней области живота, где, собственно, и расположен мочевой пузырь. Усиление болезненных ощущений происходит по мере наполнения пузыря.

Болевые проявления могут быть настолько сильными, что многие пациенты вынуждены принимать болеутоляющие лекарства сильного действия. Частота мочеиспускания при этом может быть особо высокой: в тяжелой форме до 100 раз в течение суток.

Почему возникает интерстициальный цистит?

Заболевание появляется вследствие нарушения естественного защитного слоя мочевого пузыря. Изнутри поверхность пузыря имеет слой из хондроитинсульфата и гиалуроновой кислоты. Данный слой призван защищать пузырь от агрессивного воздействия, оказываемого мочой.

У пациентов с диагнозом «интерстициальный цистит» происходит прямое воздействие токсичных компонентов мочи на нервные окончания. В результате появляются такие закономерные симптомы, как частое мочеиспускание и болевые ощущения.

Такое положение вещей подтверждается результатами анализов. В моче пациентов, страдающих интерстициальным циститом, основных гликозаминогликанов (гиалуроновой кислоты и хондроитинсульфата) содержится существенно меньше нормы.

Когда разрушается защитный слой мочевого пузыря, происходит проникновение токсичных компонентов мочи в подслизистый слой уротелия, как бы «обжигая» имеющиеся там нервные окончания. Как раз этим и объясняется частое мочеиспускание, а также наличие боли, что при интерстициальном цистите является вполне типичным.

Как диагностируют интерстициальный цистит?

Процесс диагностики отличается высокой сложностью. Постановка диагноза осуществляется квалифицированным специалистом, исходя из имеющихся знаний и опыта.

К основной симптоматике интерстициального цистита относится боль даже при незначительном наполнении мочевого пузыря. Кроме этого наблюдается потребность в срочном мочеиспускании, возрастание болевого синдрома по мере наполнения мочевого пузыря, жжение в процессе мочеиспускания, боли в промежности в районе таза, высокая частота мочеиспускания, стойкие позывы на мочеиспускание.

Какие процедуры осуществляют при лечении интерстициального цистита?

Поскольку интерстициальный цистит относится к категории хронических заболеваний, полное излечение в большинстве случаев является маловероятным. Вместе с тем достижение ремиссии (то есть ликвидации симптоматики и основных признаков болезни) средствами современной медицины возможно вполне.

При осуществлении основного курса лечения сначала делается упор на ликвидацию причины появления заболевания, т.е. на восстановление защитного слоя мочевого пузыря. Для достижения этой цели выполняется ряд процедур:

• инстилляции препаратов внутрь мочевого пузыря, призванных восстановить нарушенный защитный слой,
  • физиопроцедуры (электростимуляция, лазер, термотерапия),
  • противосполительные средства нестероидного типа
  • трициклические антидепресанты
  • антигистаминные средства,
  • расширение мочевого пузыря.

Продолжительность курса лечения, направленного на возобновление защитного слоя мочевого пузыря, составляет, как правило, от 3 до 6 месяцев. Объясняется это очень медленным восстановлением уротелия. Вместе с тем уменьшение болезненных ощущений в области мочевого пузыря происходит уже спустя 1-2 недели с момента начала терапевтических мероприятий.