Лечение болезни Пейрони

Под болезнью Пейрони подразумевается изменение соединительной ткани полового члена патологического характера. Типичный признак: образуются фиброзные бляшки в белочной оболочке.

Болезнь Пейрони

Под болезнью Пейрони подразумевается изменение соединительной ткани полового члена патологического характера. Типичный признак: образуются фиброзные бляшки в белочной оболочке.

В перечень распространенных жалоб входит искривление (деформация) пениса и болезненные ощущения при эрекции. На продвинутой стадии болезнь делает ведение половой жизни абсолютно невозможным.

Диагностические мероприятия, осуществляемые в условиях специализированной клиники, включают в себя внешний осмотр гениталий, а также УЗИ и КТ полового члена. Гиперпластическая индурация на начальной стадии лечится консервативными методом. Что касается значительной деформации, без коррекции путем хирургического вмешательства, как правило, не обойтись.

Основная информация

Болезнь Пейрони (она же пенильный фиброматоз) представляет собой заболевание хронического характера, этиология которого по-прежнему остается малоизученной. Наиболее часто фиброматозный процесс выявляется у пациентов старше 40 лет.

На сегодняшний день наблюдается тенденция к росту заболеваемости. Показатели распространенности: 0,4-9%. Риск появления патологии прямо пропорционален возрасту: чем больше мужчине лет, тем выше вероятность. Примерно у 25% пациентов фибропластия сопровождается эректильной дисфункцией, а также укорочением полового члена.

По каким причинам возникает заболевание?

Этот вопрос пока что досконально не изучен. Однако большинство специалистов наиболее значимым фактором склонны считать повторяющуюся травму белочной оболочки, а также фиброзу и прочие патологии.

Почему такое происходит? Причины следующие:

• чрезмерная интенсивность секса (часто это происходит при алкогольном опьянении, когда уровень контроля болевых ощущений резко снижается),
  • перелом полового члена с сопутствующим разрывом кавернозных тел.

Среди предрасполагающих факторов следует назвать свободные сексуальные отношения без применения барьерной контрацепции. Из-за этого появляется риск ИППП, хронического воспаления головки и крайней плоти.

Вероятные триггеры – это нарушения липидного обмена, сахарный диабет, алкоголизм, курение, гипертония. Вместе с тем их точное влияние на зарождение и прогрессирование болезни пока что остается в стадии активного изучения.

Патогенез

Имеет место развитие фактора, который способствует воспалению между слоями белочной оболочки. Также наличествует нарушение дифференциации фибробластов, запуск избыточной выработки миофибробластов, отвечающих за производство коллагена. Отложение последнего ведет к деградированию эластиновых волокон. Если происходит какая-либо травматизация, патологический процесс усугубляется. По этой причине планирование любого вмешательства осуществляется на стадии стабилизации.

Когда воспаление существует достаточно продолжительное время, оно инициирует формирование грубой соединительной ткани, бляшек в толще белочной оболочки. По причине утраты эластичности происходит искривление пениса. Как результат, затруднительное или вовсе невозможное введение его во влагалище.

Классификация

Современная клиническая урология применяет большое количество разнообразных классификаций болезни Пейрони. За счет четкой систематизации значительно упрощается задача с определением тактики ведения пациента, будь то консервативная либо оперативная.

Так, например, согласно протеканию патологического процесса во врачебной практике принято выделять две стадии:

• острое воспаление (характерны боли в половом члене независимо от степени наполненности кавернозных тел; болезненные ощущения могут появляться не только при эрекции, но и в состоянии покоя; пальпаторно бляшка мягкая; дают о себе знать первые признаки фаллического искривления),
  • стабилизация (бляшка окончательно организуется (формируется); возможно сопровождение кальцификацией).

Следует заметить, что грань между стадиями пенильного фиброматоза является достаточно условной. Вместе с тем ситуация, когда изменения существуют больше года, а сама бляшка имеет место на протяжении 3-месячного периода, трактуется врачами как переход стадии острого воспаления в состояние стабилизации.

Если говорить о скорости развития, прогрессирование патологического процесса может происходить медленно либо быстро. Оперирующие урологи обычно пользуются классификацией, в которой учитывается уровень искривления члена.

При фиброматозе размеры участков уплотнения могут варьироваться (быть как единичными, так и множественными). В плане локации варианты также различны: в области головки, ствола, у корня.

Симптоматика болезни Пейрони

Проявляется болезнь Пейрони в виде болевых ощущений в половом члене во время эрекции, участков уплотнения либо бляшек, а также искривления фаллоса, что особо заметно при эрекции. Изначально бляшки характеризуются эластичностью, мягкостью и ограниченностью от смежных тканей. Однако со временем обретают хрящевидную плотность. По причине выраженного искривления половой член уменьшается в размерах

Касательно интенсивности болевого синдрома при эрекции можно сказать следующее: в начальной стадии боль достаточно интенсивна. Но по истечении, как правило, 8-12 месяцев есть вероятность уменьшения либо самостоятельного исчезновения.

Какие бывают осложнения?

Типичное осложнение гиперпластической индурации заключается в развитии эректильной дисфункции, из-за чего интимная близость становится невозможной. Это в свою очередь негативно влияет на общефизическое и психоэмоциональное состояние. Далеко не редким следствием невозможности вести половую жизнь является депрессия, поскольку выработка тестостерона продолжается в обычном режиме, и сохраняется либидо. Из-за искривления мужского органа при попытке совершить половой акт велика вероятность перелома пениса и разрыва белочной оболочки, вследствие чего процесс только усугубится.

Диагностирование

Диагностика проводится, когда имеет место боковое искривление полового члена. На практике деформация бывает разная: влево, вправо, в сторону живота, вверх, а также вниз, т.е. в сторону мошонки. Кроме этого поводом для проведения клинического обследования являются бляшки, уплотнение над кожей полового члена. Именно бляшки являются причиной деформации мужского органа.

Процедура диагностики состоит из следующих мероприятий:

• УЗИ (ультразвуковое исследование). Процедура позволяет лоцировать габариты бляшки, а также ее место нахождения. Структура образования гиперэхогенна, отложения кальция отбрасывает четкую акустическую тень.
  • КТ (компьютерная томография). За счет такого исследования появляется возможность получить более точные сведения о проблеме. Исследование обосновано для дифференциальной диагностики с опухолью полового члена.
  • Фармакодопплерография пенильных сосудов. Эта разновидность диагностического обследования дает возможность дифференцировать васкулогенную форму эректильной дисфункции, когда введение члена во влагалище также является невозможным.

Лечение

Основная цель лечебных мероприятий – это блокирование воспалительного процесса,  благодаря чему предотвращается деформирование белочной оболочки и, как следствие, фаллоса. При пенильном фиброматозе в зависимости от ситуации применяется терапия как консервативного, так и хирургического характера.

Психологическое (немедикаментозное) лечение

Задача специалиста состоит также в оказании пациенту психологической поддержки. Андролог (либо уролог) должен объяснить, что пальпируемые образования злокачественными не являются и не склонны к малигнизации. Важно также указать на то, что болевые ощущения – явление временное. Что касается искривления полового члена, исправить ситуацию поможет достаточно простая операция, бояться которой ни в коем случае не стоит.

Медикаментозные препараты и физиолечение

В числе медикаментозных  препаратов, назначаемых врачом при болезни Пейрони, присутствуют противосполительные НВП, витамины, ферменты, гормоны, ингибиторы 5ФДЭ, а также интерфероны.

Наряду с этим назначается физиолечение. Четко выраженная положительная динамика является следствием таких физиотерапевтических процедур, как воздействие на зону поражения инфракрасным лазером в комбинации с  магнитотерапией. За счет ультразвука обеспечивается регресс фиброзных тяжей, уменьшение деформаций, а также купирование боли. Хорошие результаты демонстрирует тракционная и вакуум-эректорная терапия, а также пенисный экстендер.

Еще проводится так называемая инъекционная терапия. Заключается она в том, что в толщу бляшки вводятся лекарственные препараты. Благодаря этому в межклеточном пространстве сокращается синтез коллагена, замедляется пролиферация фибробластов и уменьшается степень воспаления.

Хирургическое вмешательство

При такой разновидности лечебных мероприятий врач индивидуально подбирает тип необходимой операции на основе совокупности частных признаков. Во внимание принимается уровень имеющейся деформации, гемодинамическая составляющая и размеры образования.

Оперативное вмешательство целесообразно на стадии стабилизации, спустя 6-12 месяцев со времени манифестации заболевания. Видов операции бывает два: с удлинением либо укорочением фаллоса. В случае, когда у пациента развилась тяжелая форма эректильной дисфункции, наиболее предпочтительным является протезирование фаллоса. Последнее может быть как с заместительной корпоропластикой, так и без нее.

Прогноз и профилактические процедуры

Задача прогноза при болезни Пейрони состоит в определении уровня выраженности пенильной деформации, степени агрессивности патологического процесса, габаритов полового члена и добавленных осложнений. На благоприятный для пациента исход можно рассчитывать в том случае, когда предусматривается возможность осуществления лечения хирургического характера в соответствии с имеющимися индивидуальными показаниями.