Преждевременная эякуляция (семяизвержение)

Определение болезни. Причины заболевания

Преждевременная эякуляция (раннее семяизвержение) — самое частое сексуальное расстройство у мужчин, характеризуется неспособностью поддерживать достаточную для удовлетворения полового партнёра продолжительность полового акта. Социальная значимость этой проблемы обусловлена высокой распространенностью преждевременной эякуляции (ПЭ), а также её серьезным негативным влиянием на качество жизни. Неудовлетворённость в половой сфере — это прямой путь к разладу в семье, депрессии и социальной дезадаптации. Масштабное эпидемиологическое исследование, показало, что в среднем каждый третий российский мужчина не может похвастаться достойной продолжительностью полового акта. При этом большинство мужчин не обращается за медицинской помощью к андрологу, а предпочитает замалчивать проблему или обсуждать её с друзьями, искать пути решения в интернете. Это происходит или из-за ложного стыда и неудобства, или вследствие нежелания лечиться (неверие в положительный результат, отсутствие финансовых ресурсов и т. д.). Зачастую такой подход приводит к усугублению проблемы, нарастанию конфликтов на почве сексуальной неудовлетворённости, а подчас и к полному отказу от половой жизни.

Причины первичной формы преждевременной эякуляции:

1. гиперчувствительность головки полового члена;
  2. повышенная возбудимость центров головного мозга, отвечающих за наступление эякуляции (за счёт изменения концентрации и транспорта определённых нейромедиаторов).

Наличие короткой уздечки полового члена также способствует ускоренному семяизвержению.

Симптомы преждевременной эякуляции

Одна из форм первичного преждевременного семяизвержения — так называемый синдром парацентральных долек. При этом врождённом заболевании, причины которого остаются невыясненными, типичным проявлением, наряду с преждевременной эякуляцией, является ночное недержание мочи (энурез).

Вторичная (приобретенная) форма преждевременной эякуляции возникает вследствие ряда заболеваний, таких как гипогонадизм (снижение уровня тестостерона), хронический простатит и др. Определенное значение может иметь и избыточная функция щитовидной железы (гипертиреоз). Эта форма преждевременного семяизвержения нередко сочетается с эректильной дисфункцией, усугубляя имеющиеся сексуальные нарушения.

Классификация и стадии развития преждевременной эякуляции

Преждевременная эякуляция бывает первичной, то есть наблюдающейся с самого начала половой жизни, и вторичной, возникающей после периода нормальной продолжительности полового акта.

По тяжести проявлений выделяют тяжёлую форму, при которой эякуляция наступает до введения полового члена во влагалище, и более лёгкую, когда половой акт имеет место, но длится от нескольких секунд до двух минут.

Диагностика преждевременной эякуляции

Лечением преждевременной эякуляции должен заниматься специалист-андролог, хорошо знакомый с этой проблемой. Различные формы этого заболевания и обилие вызывающих его причин требуют тщательного обследования. Лишь точная диагностика является залогом успешного и эффективного лечения. Тот или иной метод лечения преждевременного семяизвержения назначается врачом индивидуально, на основании установленной формы (первичная или вторичная), особенностей пациента (наличие или отсутствие постоянного полового партнёра, регулярная или беспорядочная половая жизнь) и его предпочтений (приверженность консервативному/медикаментозному лечению или, напротив, стремление радикально решить имеющуюся проблему хирургическим путём). Возраст пациента также имеет значение.

Лечение преждевременной эякуляции

При первичных формах заболевания возможны два основных направления воздействия:

1. снижение возбудимости центральной нервной системы (прежде всего центров, которые отвечают за эякуляцию);
  2. снижение чувствительности головки полового члена.

В первом случае применяют психотропные медикаменты. Наиболее популярными среди них являются антидепрессанты из группы ингибиторов обратного нейронального захвата серотонина.

Традиционно преждевременное семяизвержение лечат с помощью поведенческой терапии (методики< старт-стоп> и< сжатия>).Эти методики довольно простые и при определенной тренировке показывают хороший результат.Методика< старт-стоп> основана на формировании способности контролировать момент, когда наступает эякуляция.

Вторым направлением лечения первичных форм преждевременного семяизвержения является снижение чувствительности головки полового члена. За счет того, что стимуляция ослабляется, эякуляция происходит позднее. Этот эффект может достигаться локальным применением анестезирующих средств перед половым актом, а также обработанных анестетиками презервативов. Этот метод отличается простотой, доступностью и невысокой стоимостью, а также хорошей эффективностью. Он идеально подходит для молодых людей, ведущих не вполне упорядоченную половую жизнь, или для супругов, практикующих барьерные методы контрацепции (презервативы).

Хирургические методы, прямо или косвенно способствующие увеличению продолжительности полового акта:

• обрезание (циркумцизио);
  • пластика уздечки полового члена;
  • введение под кожу головки полового члена геля гиалуроновой кислоты;
  • пересечение нервов головки полового члена (денервация головки).

Обрезание — один из самых старых способов борьбы с преждевременной эякуляцией. Его эффективность обусловлена «огрубением» кожи головки вследствие иссечения прикрывающей её крайней плоти и снижением её чувствительности.

Пластика уздечки (френулотомия) в различных вариантах или её иссечение практикуется многими урологами, так как уздечка полового члена — высокочувствительная зона. Эта несложная операция особенно эффективна при врождённой короткой уздечке.

Введение под кожу головки полового члена гелей на основе гиалуроновой кислоты является одним из несложных методов снижения чувствительности головки. Эффект в данном случае достигается за счёт отдаления от поверхности кожи чувствительных нервных окончаний. Кроме этого, увеличение объёма головки после введения геля приводит к уменьшению плотности рецепторов.

Микрохирургическая денервация головки полового члена (частичная пенильная нейротомия) — радикальный способ лечения преждевременной эякуляции. Впервые пересечение нервов, которые обеспечивают чувствительность головки пениса, для продления полового акта было описано европейскими урологами в середине 90-х годов прошлого столетия.

Лечение вторичных форм преждевременного семяизвержения, которые являются проявлением или последствием другого заболевания, призвано устранить вызвавшую её причину. Так, при хроническом простатите улучшение достигается нормализацией состояния предстательной железы, купированием воспалительного процесса. Гипогонадизм требует назначения препаратов тестостерона. А гипертиреоз является поводом обратиться к эндокринологу для восстановления нормальной функции щитовидной железы.

Прогноз. Профилактика

Преждевременная эякуляция, как и любое другое заболевание, требует своевременного обследования и качественного лечения. В противном случае, на почве сексуальной неудовлетворённости и конфликтов в семье возможно развитие психогенной эректильной дисфункции, депрессии и других серьезных осложнений. Само, к сожалению, это заболевание не проходит. Поэтому не советую откладывать визит к врачу-андрологу.