Хламидиоз

Хламидийная инфекция (урогенитальный хламидиоз) — распространённое инфекционное заболевание, поражающее преимущественно органы мочеполового тракта, возбудителем которого является Chlamydia trachomatis.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ежегодно в мире урогенитальным хламидиозом заболевают более 100 миллионов человек.

Факторами риска заболевания хламидиозом являются:

1. Незащищённый половой контакт.
  2. Несколько половых партнёров или новый половой партнёр.
  3. Алкогольная, наркотическая зависимость.
  4. Ранее имевшаяся половая инфекция.

Хламидиоз это небольшие грамотрицательные облигатные внутриклеточные микроорганизмы, паразитирующие в клетках цилиндрического эпителия, который выстилает слизистую оболочку уретры, канала шейки матки, прямой кишки, задней стенки глотки, конъюнктивы глаза.

Пути передачи хламидийной инфекции:

Половой контакт, включая вагинальный, анальный и оральный секс. Вероятность передачи при однократном половом акте составляет 68 % от инфицированной женщины к мужчине, и 25 % от инфицированного мужчины к женщине.

У 50 % мужчин и у 80 % женщин хламидийная инфекция протекает бессимптомно . В других случаях клинические симптомы зависят от локализации первичного инфицирования  Инкубационный период хламидиозной инфекции продолжается от 7 до 21 дня с момента заражения.

Приблизительно у 50 % мужчин появляются признаки воспаления мочеиспускательного канала в виде скудных выделений из уретры.

Симптомы хламидиоза

У мужчин проявлением урогенитального хламидиоза является:

1. Уретрит — воспаление мочеиспускательного канала, проявляющееся незначительными слизисто-гнойными выделениями из уретры,  «Губки» наружного отверстия мочеиспускательного канала умеренно гиперемированные и отёчные;
  2. Увеличение паховых лимфоузлов;
  3. Простатит;
  4. Кольцевидный баланит — воспаление головки полового члена. Проявляется в виде кольцевидных высыпаний округлой или неправильной формы, часто с микроэрозиями и чешуйками на поверхности.

В дальнейшем возможно развитие заболевания по следующим сценариям:

1. Длительное бессимптомное носительство (персистенция). Нет никаких субъективных и объективных симптомов. Инфицирование хламидиями выявляется при плановом скрининге или при конфронтации — обследовании половых партнёров с симптомами.
  2. Позднее развитие осложнений возникает при длительно текущем бессимптомном (персистирующим) процессе. Характеризуется хроническим рецидивирующим течением.

Осложнения хламидиозной инфекции

• Рубцовые изменения в мочеполовых органах, обусловленное гибелью клеток эпителия в результате их инфицирования хламидиями.
  • Стриктура уретры — сужение мочеиспускательного канала, спаечный процесс. Клинически характеризуется затруднённым мочеиспусканием.
  • Эпидидимит — воспаление придатка яичка, частое осложнение хламидийной инфекции у мужчин. Может быть острым и хроническим. Характеризуется болью в области мошонки, её отёком и гиперемией. При пальпации прощупывается уплотненный и болезненный придаток яичка. Хронический процесс приводит к спаечным изменениям и, как следствие, к мужскому бесплодию.
  • Простатит характеризуется болями в малом тазу, учащенным мочеиспусканием, расстройством эрекции, преждевременным семяизвержением.
  • Баланит-воспаление головки полового члена.

Показания для обследования:

1. Наличие клинических симптомов воспалительного процесса в мочеполовых органах: выделений из уретры, дизурии,  абдоминальной боли, боли и увеличения мошонки.
  2. Баланит , баланопостит.
  3. Хронический простатит.
  4. Мужское бесплодие.
  5. Случайная половая связь без применения  контрацепции (презерватива).
  6. Наличие хламидийной или любой половой инфекции у сексуального партнёра.
  7. Планирование беременности супругов.

Методы исследования хламидиоза

Клиническими рекомендациями по диагностике и лечению хламидиоза рекомендовано применение только молекулярных методов исследования(ПЦР диагностика), имеющих чувствительность 98-100 % и специфичность — 100 %:

• Лечение урогенитального хламидиоза антибиотиками
  • Тетрациклины
  • Макролиды
  • Фторхиналоны

Лечение не осложненного хламидиоза занимает 7-10 дней, осложненного хламидиоза –до 14 дней

Контроль излеченностирекомендовано проводить через 3-4 недели после окончания терапии методом ПЦР.

Прогноз при раннем выявлении и вовремя начатом лечении благоприятный. При неосложнённых формах инфекции после однократного курса выздоровление наступает в 95 % случаев. Лица с осложнёнными формами после проведённого лечения должны находиться на динамическом наблюдении.

Профилактика

Все половые партнёры, если при контактах с ними не были использованы средства контрацепции(презервативы), должны быть пролечены независимо от результатов их обследования на наличие хламидиоза.

Единственной эффективной мерой профилактики является использование презервативов при случайных половых контактах, включая оральный и анальный секс.

Ввиду бессимптомного течения инфекции лицам, имеющим несколько половых партнёров в год или случайные половые связи, рекомендовано ежегодное обследование на наличие хламидий.