Папилломавирусная инфекция

Определение болезни. Причины заболевания

Папилломавирусная инфекция — это состояние, развивающееся при заражении какой-либо разновидностью вируса папилломы человека (ВПЧ). Возбудители данной группы могут существовать только в человеческом организме, поражая кожу и слизистые оболочки, приводя к появлению папиллом, бородавок, плоских и остроконечных кондилом.

ВПЧ довольно широко распространён в человеческой популяции, особенно среди сексуально активных людей.

На сегодняшний день науке известно несколько сотен штаммов (типов) папилломавирусов. Около 40 из них преимущественно поражают аногенитальную область и передаются половым путём. Особую опасность представляют штаммы высокого онкогенного риска, так как они могут спровоцировать развитие онкологических заболеваний, в том числе рака полового члена, шейки матки.

Чаще всего заражение происходит в молодом возрасте, как правило, с началом половой жизни, при этом возможно неоднократное инфицирование. Наиболее уязвимой группой в плане вероятности заражения ВПЧ и развития неблагоприятных последствий являются молодые люди в возрасте 15-30 лет.

К факторам риска, способствующим заражению ВПЧ относятся:

• иммунодефицит любого происхождения;
  • раннее начало половой жизни;
  • частая смена половых партнёров, незащищённый секс;
  • инфицированность высокоонкогенными штаммами ВПЧ;
  • наличие других инфекций, передающихся половым путём, например, герпесвирусной и цитомегаловирусной инфекции, вируса Эпштейна — Барр, гепатитов В и С, гонореи и трихомониаза;
  • низкий социальный статус, плохие условия жизни, неудовлетворительная интимная гигиена;
  • пренебрежение регулярными профилактическими обследованиями (один из важнейших факторов риска);

Симптомы папилломавирусной инфекции

Далеко не всегда человек догадывается о наличии в своём организме папилломавирусной инфекции, оставаясь при этом источником заражения для потенциальных партнёров. Заболевание может долгое время протекать бессимптомно: вирус скрыто существует в организме от нескольких месяцев до нескольких лет, никак себя не проявляя. Симптомы, которые прямо или косвенно могут указывать на наличие папилломавирусной инфекции и её неблагоприятных последствий.

К ним относятся:

• появление на коже половых органов мужчины (головка полового члена , крайняя плоть, мошонка,промежность,паховая область, периональная область)или слизистых оболочках каких-либо разрастаний различных форм (на тонкой ножке или с широким основанием, нитевидной, округлой или плоской конфигурации, в форме цветной капусты или петушиного гребня) и размеров (от образований в несколько миллиметров до разрастаний);
  • отёчность и воспалительная инфильтрация папилломатозных разрастаний их ранимость и кровоточивость, что приводит к присоединению вторичной инфекции с появлением гнойного отделяемого с неприятным запахом;
  • зуд, жжение, мокнутие;
  • дискомфорт во время полового акта.

Классификация  папилломавирусной инфекции

По способности индуцировать развитие злокачественных новообразований ВПЧ подразделяют на четыре группы:

• неонкогенные штаммы ВПЧ (типы 1-5);
  • ВПЧ низкого онкогенного риска (типы 6, 11, 40, 42-44, 54, 61, 70, 72, 81);
  • ВПЧ среднего онкогенного риска (типы 26, 31, 33, 35, 51-53, 58, 66);
  • ВПЧ высокого онкогенного риска (типы 16, 18, 39, 45, 56, 59, 68, 73, 82).

Максимально опасными считаются 16-й и 18-й типы.

Осложнения папилломавирусной инфекции

Основными наиболее опасными осложнениями папилломавирусной инфекции являются злокачественные новообразования.

ВПЧ у мужчин ,передаваемым половым путем влияет на развитие диспластических, предраковых и раковых поражений мужских половых органов,а также анальной области,включая плоскоклеточный рак полового члена,веррукозную карциному полового члена, заболевание гениталий Боуэна.

Диагностика папилломавирусной инфекции

Полимеразная цепная реакция (ПЦР) находит вирусную ДНК в биологическом материале (соскоб со слизистой), определяет тип ВПЧ, степень его онкогенности, а также количество вирусных частиц.  Обнаружение ВПЧ с помощью этого  метода возможно даже при латентном течении болезни.

Обнаружение ВПЧ в сперме подняло вопрос о том, может ли  присутствие вируса привести к снижению подвижности сперматазоидов. Следует соблюдать осторожность при планировнии ВРТ(вспомогательная репродуктивная технология) при донорстве спермы от мужчин,которые не прошли медицинское обследование, риск возникновения заражения рака шейки матки у женщин.

Целесообразно дополнительное обследование пациента на наличие других инфекций, передающихся половым путём, так как папилломавирус в 90% случаев с ними сочетается, и это может осложнять течение заболевания.

Лечение папилломавирусной инфекции

Лечение папилломавирусной инфекции должно быть комплексным и включать следующие составляющие:

• деструкцию (удаление) видимых проявлений (аногенитальных кондилом и др.);
  • иммуномодулирующую терапию;
  • противовирусную терапию;
  • лечение сопутствующих инфекций, передающихся половым путём.

Деструктивные методы делятся на две основные группы:

• химические — с применением трихлоруксусной кислоты, а также таких препаратов, как «Солкодерм», «Кондилин».
  • физические — хирургическое удаление, электрокоагуляция, криодеструкция.

Удаление видимых проявлений папилломавирусной инфекции должно сочетаться с противовирусной терапией — как с общей, так и с применением препаратов местного действия после удаления кондилом.

Следует помнить, что успешно проведённое лечение не исключает развитие рецидивов в дальнейшем, особенно у пациентов с нарушениями иммунитета. Поэтому за ними устанавливается динамическое наблюдение в течение как минимум 1-2 лет.

Прогноз. Профилактика

В 90% случаев здоровая иммунная система человека справляется с папилломавирусной инфекцией самостоятельно за период от полугода до двух лет с момента инфицирования, после чего происходит полное выздоровление с исчезновением вируса из организма. При этом не формируется напряжённого пожизненного иммунитета, то есть человек может заразиться повторно.

Использование методов барьерной контрацепции (презерватив) снизит риск заражения.